Новости отделения
Председатель ЯРО АЮР о поправках в Конституцию РФ

Государственная Дума РФ сегодня во втором чтении рассматривала поправки в Конституцию Российской Федерации. С трибуны выступил и президент страны Владимир Путин. Именно он дал старт масштабной работе по обновлению главного документа страны. 

Окончательное решение будет принято 22 апреля на всенародном голосовании. О грядущих изменениях рассказал председатель Ярославского регионального отделения АЮР, декан юридического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова Артем Иванчин.

- Артем Владимирович, здравствуйте. Хочется узнать у вас, как у юриста, насчет поправки, которая касается закрепления приоритета Конституции над международным правом. Что это дает гражданам России?

- Сразу же позволю себе уточнение. Речь идет не о закреплении приоритета Конституции, не абсолютного приоритета, не в целом перед международным правом, а перед решениями межгосударственных органов. В частности, судебных инстанций. На мой взгляд, поправка давно назревшая и заслуживающая самой всемерной поддержки по ряду причин. 

Во-первых, эта поправка выступает дополнительным средством защиты госсуверенитета России и защиты наших национальных интересов. Дело в том, что решения международных органов, межгосударственных органов не лишены порой политической конъюнктуры, не всегда соответствует нашей Конституции. 

Яркий пример недавнего времени, вы все о нем слышали, решение апелляционного суда в Гааге по делу «Юкоса», которым с России взыскано 50 миллиардов долларов - такая астрономическая сумма. И даже у профильных юристов-международников большие сомнения относительно правомерности данного судебного акта возникают. Дело в том, что данное решение основано на договоре к энергетической хартии, который Россия не ратифицировала, то есть этот спор не был подсуден апелляционному суду в Гааге. Россия неоднократно на это указывала, но, тем не менее, вот такое беззастенчиво, политически ангажированное решение состоялось. В будущем подобные решения будут только тиражироваться. 

В этих условиях важно в Конституции прописать механизм защиты наших национальных интересов от подобного рода решений. 

Ровно по этому пути идут многие зарубежные страны. Про США я молчу, там национальные интересы превыше всего. Но если мы движемся к Европе ближе, то это и Англия, и Франция, и Германия, и Италия — они идут ровно по этому пути, по аналогичному пути закрепляя верховенство Конституции над решениями межгосударственных органов, в том числе, в судебных инстанциях. 

- Артем Владимирович, тогда у меня второй вопрос к Вам по поводу возникновения такого нового института в Конституции как Государственный совет. Скажите, оправдано ли его появление на страницах Основного закона. 

- Оправдана ли эта законодательная новация, наверное, только время покажет. Но то, что здравый смысл в этой законодательной инициативе и в дополнении основного закона упоминанием о Госсовете есть — это точно. 

Во-первых, Конституция, как уже упоминалось, была принята в 1993 году. А Государственный совет Указом Президента создан спустя 7 лет, в 2000 году. Причем, сразу же в положении о Госсовете прописывались его важные, пусть и совещательные, но, тем не менее, важные функции в обеспечении взаимодействия государственных органов. То есть, с учетом изменений, произошедших в политической системе, закрепление и упоминание в Конституции вполне оправдано. И второе - нетрудно подсчитать, что Госсовету в этом году 20 лет. И решает он действительно значимые задачи, он доказал свою состоятельность. 

- В том числе для регионов? 

В том числе для регионов. Даже по персональному составу Госсовета достаточно посмотреть. Помимо Президента Российской Федерации туда входят спикеры верхней и нижней палат парламента, представители президента в федеральных округах, губернаторы и самое главное - лидеры думских фракций. Это площадка для выработки консолидированных решений, снятия противоречий между представительной и исполнительной властями. И упоминание в Конституции о столь значимом органе, а роль его хотят усилить путем указания, что Госсовет будет определять основные направления внутренней и внешней политики, это весьма значимо и правильно по существу. 

Источник: Первый Ярославский.

Назад